Civilization и Total War

 

Имя
Пароль  
Забыли пароль?
Регистрация


CIVru.com / Исторический / Танки всех времен и народов
.   . 2 . 3 . 4 . 5 . >>   Версия для печати . Вверх
Автор Сообщение
fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:22:45 Поправил: Модератор Цитата

Германия
Почему она первая? Потому что самый смешной танк на тот момент Улыбка

Первый немецкий серийный танк с простым названием A7V.



Кто бы мог сомневаться, что именно немцы построят самый готичный танк в мире? Представляем вашему вниманию первый образец сумрачного тевтонского гения, тяжёлый танк A7V.
На фоне этого гусеничного гроба даже первые ползающие пепелацы англичан смотреться не так уж и убого. С другой стороны, на тот момент в мире было всего три-четыре вида танков, причём нормальных из них - всего один, так что немцев можно понять.



Если англичане строили свои ромбовидные танки по одной причине - они считали, что изрытое воронками и рвами поле боя не переехать по другому, то что двигало немцами - сказать трудно. Подвижностью этот агрегат обладал хреновой. Даже нет - наихреновейщей. Он был не просто неповоротливым, как пьяный слон, он ещё и заваливался на бок при каждом удобном случаи.
Среди немецких солдат A7V заслуженно получил прозвище "тяжёлая полевая кухня". В основном из-за того, что экипаж внутри танка чувствовал себя праздничными индейками. Кстати, о экипаже: 18 человек. ВОСЕМНАДЦАТЬ! О_О.
Ну а что касается боевой эффективности... ну, что-то где-то там пострелял...
Изготовили их целых 20 штук, пока не поняли, что лучше совсем без танков, чем вот с этим. А то поди, уже смеются все.



http://zaur-guseynov.livejournal.com/38087.html#cutid1

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:33:55 Цитата

Англия. Первая мировая война.


Первая опытная бронированная гусеничная машина


Первый опытный английский танк весом 18 т. (1915 г.) Странно, что не остановились на этой модели...

Первые проекты. Ответа на вопрос, как; какими средствами прорвать фронт, искали во всех воюющих армиях. Одним из первых попытался ответить на него английский полковник Свинтон, находившийся с начала войны во Франции.

20 октября 1914 года Свинтон обратился в военное министерство с предложением построить бронированную машину на гусеницах, использовав для этого американский трактор Холт. В своей докладной записке Свинтон наметил контуры новой машины и указал задачи, которые она сможет решать в войне.

Записка его представляет большой исторический интерес.

Вот что: писал Свинтон:

"1, Крейсеры с гусеничным движителем или блиндированные форты могут быть использованы в большом количестве во время общей пехотной атаки на широком фронте или в отдельных боевых эпизодах.
2. Желательнее иметь большее количество небольших крейсеров, чем малое количество больших.
3. Броня крейсера должна быть непроницаемой для сосредоточенного огня винтовок и пулеметов, но не для огня артиллерии. Весь крейсер должен быть окован броней.
4. Тактическая задача крейсера - атака; в его вооружение должно входить орудие с меткостью до 1000 ярдов (914 м) и по крайней мере два пулемёта Льюиса, из которых можно было бы стрелять через бойницы в стороны н назад.
5. Команда должна состоять из шести человек: два человека у орудия, по одному - у каждого пулемёта Льюиса н два шофера.
6. Крейсер, снабжённый гусеницами, должен обладать способностью переезжать через воронки, получившиеся от разрыва снарядов, до 12 футов (3,6 м) в диаметре, до 6 футов глубины, с покатыми стенками; он должен переезжать через колючие проволочные заграждения значительной ширины и через неприятельские окопы с отвесными стенками до 4 футов ширины.
7. Крейсер должен двигаться со скоростью не менее 2,5 мили в час (4 км/час) по пересеченной местности по крайней мере в течение 6 часов.
8. Колёса крейсера должны быть гусеничной системы - сложной или простой, смотря по тому, какая окажется более подходящей для переезда по болотистой местности".

По приезде в Англию Свинтон развил свое предложение в беседах с секретарём комитета имперской обороны капитаном Хэнки и инженером Туллок. В результате этих бесед Туллок в середине января 1915 года представил в военное министерство доклад о строительстве гусеничных "сухопутных крейсеров", вооружённых пушками, и "легких сухопутных истребителей", вооружённых пулемётами.
Военное министерство отнеслось к этим проектам весьма осторожно. В феврале 1915 года оно организовало испытания гусеничных тракторов для проверки их проходимости. Тракторы не выдержали весьма суровых технических условий, которые были поставлены на испытаниях, и опыты прекратились.
Тем временем вопросом о "сухопутных кораблях" занялось морское ведомство. Служба морской авиации Адмиралтейства (RNAS), вынужденная организовать охрану своих аэродромов па континенте, решила использовать для этой цели бронеавтомобили. Некоторый опыт использования моторизованных средств и связь с соответствующими фирмами, видимо, явились причиной того. что RNAS занялась столь несвойственным ей делом.

Во всяком случае, в конце 1914 года один из руководителей RNAS Суэтер демонстрировал перед тем же Хэнки деревянную модель броневого щита, укреплённого на самодвижущейся повозке. За этим щитом должны были укрываться пехотинцы. Тогда же было выдвинуто предложение создать для "утюжки" окопов тяжёлые катки, движимые сзади гусеничным трактором. Хэнки представил об этом доклад первому лорду Адмиралтейства (морскому министру). Результатом было письмо последнего на имя премьер-министра, написанное в начале января 1915 года.

"Было бы весьма просто, - говорилось в письме, - в короткое время оборудовать некоторое число паровых тракторов необходимыми броневыми щитами, защищающими от пуль, за которыми были бы расположены люди и пулемёты...
Примененные ночью, они в некоторой степени не опасались бы действия артиллерийского огня. Гусеничная система сделала бы их способными очень легко преодолевать окопы, а своим весом машина могла бы уничтожать проволочные заграждения".
Это письмо не имело успеха. Сам же морской министр решил на первых порах ограничиться изготовлением тяжёлых катков. Их испытания, однако, дали отрицательные результаты.

Проект Хетерингтона. В том же январе 1915 года майор RNAS Хетерингтон представил проект "сухопутного крейсера". "Крейсер" представлял собой гигантскую трехколёсную машину длиной 30 м, шириной 24 м и высотой 14 м. Диаметр колёс предполагался 12 м. В каждой из трёх башен, защищённых 75-мм бронёй, должны были быть установлены но две четырехдюймовые пушки. Автор предлагал установить на "крейсере" двигатель дизеля в 800 л. с. и электрическую передачу. При весе 300 т машина должна была развивать скорость до 13 км/час, преодолевать стенки высотой до 6 м и реки глубиной до 4,5 м; на ней можно было бы форсировать Рейн.

При проверке оказалось, что действительный вес машины должен был бы составлять не 300 т, а около 1000, а скорость не более 3 км/час. Главная же причина, почему проект был отвергнут, заключалась в большой уязвимости "крейсера" от огня тяжёлой артиллерии.
Проект Суэтера-Диплока. В феврале 1915 года Суэтер демонстрировал морскому министру гусеничную тележку фирмы Диплок, запряженную лошадью. Это вызвало интерес, и Суэтер предложил главе фирмы Диплоку составить проект гусеничного сухопутного корабля. Этот проект 4 марта 1915 года был представлен созданному к тому времени "Комитету сухопутных кораблей".

Машина весом 25 т должна была иметь длину 11 м, ширину около 4 м и высоту около 3 м, защищена лёгкой противопульной броней и вооружена одной пушкой во вращающейся башне. Так как фирма Диплок могла изготовлять только короткие гусеницы, машина устанавливалась на двух парах гусениц. каждая пара приводилась в движение от отдельного двигателя мощностью 46 л. с. Носовая и кормовая части корпуса. могли поворачиваться друг относительно друга. Этим осуществлялся поворот машины.

Комитет сухопутных кораблей приступил к изготовлению первого образца новой машины. Однако работа осложнялась рядом технических трудностей, связанных в значительной мере с гусеничным движителем. Работу пришлось прекратить.
Вслед за этим за основу решили принять американский трёхгусеничный трактор Киллен-Стрейт. Этот трактор, снабжённый специальным приспособлением для резки проволоки, демонстрировался в июне 1915 года перед руководителями правительства и произвёл хорошее впечатление. После этого на шасси трактора установили броневой корпус бронеавтомобиля Остин. Эта машина, испытанная в июле 1915 года, была одним из интереснейших образцов ближайших предшественников современного танка. Однако в таком виде она, конечно, не могла пойти в производство.

Первая опытная бронированная гусеничная машина
В конце июля 1915 года был сдан заказ на постройку сухопутного корабля на базе американского трактора Буллок.
Эта машина (рис. 32), явившаяся по существу первым опытным образцом английского танка, была испытана в сентябре 1915 года. Она весила 18 т и имела двигатель мощностью 105 л. с. Вследствие малой ширины преодолеваемого рва (1,2 м) и низкого качества гусениц машина была забракована.

"Большой Вилли". Одновременно работу по созданию танка вёл инженер Триттон совместно с представителем Комитета сухопутных кораблей лейтенантом Вильсоном. Осенью 1915 года они построили опытный образец танка. Недостатком его, как и всех предыдущих образцов, была малая ширина преодолеваемого рва. Эту задачу нельзя было решить, используя обычную тракторную гусеницу. Но к лету 1915 года было предложено придавать гусенице ромбовидную форму. Этим изобретением Мэкфи и Несфильда воспользовались Триттон и Вильсон. Они приняли также размещение вооружения в боковых полубашнях (спонсонах), предложенное Дейнкуртом, одним из работников Комитета, создававшим первые опытные образцы танков.

В январе 1916 года появилась новая машина "Большой Вилли", названная так в честь лейтенанта Вильсона (рис. 33). Эта машина и стала прототипом первого боевого английского танка "Марка I".

Таким образом изобретение танка не было результатом работы одного человека, а явилось плодом деятельности ряда людей, часто даже не связанных между собой.

2 февраля 1916 года в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были произведены испытания "Большого Вилли". Дейнкурт, которому было поручено руководство постройкой первого опытного образца, писал: "Работа пионеров всегда требует много времени - не было ни одной проволочки, которую можно было бы избежать... Мне было трудно осуществить свой план, так как на пути его осуществления встречалось множество подводных камней противодействия и предательских мелей равнодушия, так часто создаваемых теми, кто становится поперёк большой дороги прогресса".

Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить глубокую тайну. Но уже в начальный период постройки "Большого Вилли" потребовалось как-то назвать машину. По виду она походила на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать "водовоз", но это могло вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами, предложил несколько названий: "резервуар", "цистерна", "чан" (по-английски tank).

Остановились на последнем. Это было короткое слово, и оно соответствовало форме машины. С тех пор боевые машины во всём мире стали называть танками.

http://armor.kiev.ua/lib/tank/3/t3.html



Первый танк марки I. Как же был устроен и как работал первый танк?

Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм (ниже в подписях под рисунками даётся, как правило, толщина бортовой брони). Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов. Вооружение располагалось в спонсонах - бортовых полубашнях.

Танки были двух типов: "самец" - пушечный и "самка" - пулемётный. Конструкторы танка рассчитывали, что "самец" будет действовать главным образом против пулемётных гнезд, "самка" - против живой силы противника. Таким образом было внесено некоторое разделение боевого назначения между обеими машинами. Заметим, что к этой мысли вернулись во вторую мировую войну, когда на базе танков была создана самоходная артиллерия.

Для управления танком служили сложные механизмы, требовавшие от водителя как искусства, так и больших физических усилий.

На танке было три коробки передач (коробки скоростей). Одна из них - главная - стояла возле водителя, а две другие - сзади, по бортам машины. Бортовые коробки служили как для изменения скорости движения танка, так и для его поворота; главная - только для изменения скорости...

Та еще коробка была, грохот внутри, выхлопные газы, тоже внутри, экипажи в обморок падали

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:34:38 Поправил: Модератор Цитата

Во Франции

Примерно тогда же, когда Свинтон обратился в военное министерство со своим предложением, полковник Этьен, начальник артиллерии 6-й дивизии французской армии, написал главнокомандующему о том, что он считает целесообразным применить на фронте "бронированные повозки, обеспечивающие продвижение пехоты"...

Этьен ... хотел построить "сухопутный броненосец" весом 12 т на гусеничных цепях, вооруженный пулемётами и пушкой. Характерно, что даже название машины у англичан и французов было одинаковое. "Броненосец должен иметь скорость до 9 км/час, преодолевать окопы до 2 м шириной и разрушать неприятельские блиндажи.. Кроме того, машина сможет буксировать на подъемы до 20° семитонную бронированную повозку, в которую можно посадить команду из 20 человек с вооружением и амуницией".

У Этьена, так же как и у Свинтона, мысль о создании гусеничного танка возникла в результате наблюдения за работой трактора Холт.

Первые танки во Франции стала строить фирма Шнейдер. Вскоре затем заказ был передан "Обществу железоделательных и сталелитейных заводов", мастерские которого находились в Сен-Шамоне. Поэтому первые два французских танка получили название Шнейдер и Сен-Шамон.


Первый французский танк Шнейдер


Французский танк Сен-Шамон

Танк Сен-Шамон был значительно тяжелее Шнейдера, но имел более высокую скорость. Это объяснялось большей мощностью его двигателя; мощность двигателя на танке Шнейдер равнялась 60 л. с., а на танке Сен-Шамон 90 л. с.

...15 сентября 1916 года, когда английские танки шли в бой на Сомме, французские танки проходили испытания на полигоне. Лишь через семь месяцев, 15 апреля 1917 года, французские танки были применены под Шмэн-де-Дам.

http://armor.kiev.ua/lib/tank/3/t3.html

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:43:26 Цитата

В России
В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер машиностроительного завода в Риге Пороховщиков предложил главнокомандующему русской армией оригинальный проект боевой гусеничной машины. Это было то, что мы теперь называем танком (рис. 38). В июне 1915 года Пороховщиков уже испытывал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки. Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: она могла двигаться по дорогам на колёсах и по местности на гусеницах. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.


Первый русский танк Пороховщикова. Испытывался в июне 1915 г.

В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, как танк. Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях...

Про колесное чудовище сами найдете Улыбка


Русский колесный танк Лебеденко. Испытывался в августе 1915 г.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:46:13 Цитата

Первое боевое применение английских танков. Сомма, 1916 год

Недалеко от Парижа протекает маленькая река Сомма. Там, где она пересекала фронт, в районе Альбер-Перрон, находились позиции 4-й английской экспедиционной армии. Здесь в июне 191б г. англичане решили начать наступление.

Подготовка была закончена в конце месяца, и 24 июня 3000 орудий на участке шириной в 40 км открыли ураганный огонь по позициям немцев. Началось одно из кровопролитнейших сражений первой мировой войны. Семь суток, не умолкая, ревел над Соммой огненный ураган шла артиллерийская подготовка.

1 июля тяжелая артиллерия перенесла огонь на тылы немцев, и отборные добровольческие части пошли в атаку. Немецкие позиции молчали. Казалось, они раздавлены семидневной артиллерийской подготовкой.

В действительности же было не так. Немцы выбирались из блиндажей и спешно выкатывали орудия и Пулемёты. Вскоре они встретили наступающих англичан ответным огнем. В рядах английской пехоты образовались бреши. Заменяя вышедших из строя, оставшиеся в живых плотно смыкали ряды. Неся огромные потери, англичане ворвались в первую линию немецких окопов. Но здесь они вынуждены были остановиться. Вторая линия окопов не пострадала от артиллерийской подготовки; сохранились даже проволочные заграждения.

На следующий день бой возобновился. Теперь немцы пошли в контратаку. За два дня боев потери со стороны англичан составили 100000 убитыми и ранеными.

Два с половиной месяца продолжалось сражение. Местами англичане продвинулись на глубину 4-6 км. Но всем было ясно, что. фронт прорвать не удастся.

Тогда решили ввести в бой танки.

В это время английские заводы только начинали их строить. Танков было немного. Малое количество машин делало нецелесообразным их применение. Позже немцы писали, что если бы англичане под Соммой располагали 1000 танков, они прорвали бы немецкую оборону. Но в распоряжении английского командования находилось только 49 машин. Несмотря на это, был отдан приказ 15 сентября ввести в бой танки.

За сутки до атаки началось сосредоточение танков на исходных позициях. Шли дожди. Дороги размокли, .и танки вязли в грязи.

Переброска на исходные позиции происходила ночью, и экипажи, не видя дорог, ощупью вели свои машины. На исходных позициях собралось 32 танка, остальные завязли в грязи или остановились из-за порчи механизмов.

Атака должна была начаться в 5.30 утра 15 сентября. Люди не спали целые сутки. Кроме того, они были плохо ориентированы в задачах, которые им скоро придется решать: Вероятно в целях дезориентации противника за 5 минут до атаки приказ был изменён, и танкам были поставлены новые задачи. Они должны были поддерживать пехоту и расчищать ей путь от неприятельских огневых точек.

В предрассветных сумерках, покачиваясь, и гремя гусеницами, танки снялись с рубежей. Утренний туман скрывал их от глаз противника. Незамеченные, они подошли к немецким позициям. Прежде чем немцы очнулись, невиданные стальные чудовища навалились на их окопы; отчаянно застрочили немецкие пулемёты. Ревя моторами, окутанные огнем и дымом, покачиваясь, вздымаясь на дыбы, разрывая колючую проволоку и обрушивая блиндажи, танки медленно поползли вперед, неся смятение и ужас. Паника охватила немцев. Люди бросились бежать, некоторые падали, зарывались в воронки, поднимали руки.

"0громные чудовища приближались к нам, - рассказывает очевидец, - гремя, прихрамывая и качаясь. Кто-то в первой линии окопов крикнул, что явился дьявол, - и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой".

Так началось первое в истории сражение с участием танков.

Бой продолжался до 10 часов утра. Несмотря на малое количество танков, их несовершенство, тяжелую, изрытую воронками местность и плохое взаимодействие с пехотой, продвижение англичан в этот день за 5 часов боя , составило 5 км по фронту и 5 км в глубину с "экономией" в потерях в 20 раз против обычного. В Лондон была отправлена телеграмма: командующий просил срочно заказать ещё 1000 танков.

Но фронт всё же не был прорван. Неправильное использование танков и их малое количество не позволило получить тех результатов, которые от них ожидали. Из 32 машин, начавших атаку, только 18 приняли непосредственное участие в бою: 5 застряло в болоте, у 9 испортились механизмы. Опыт показал, что танки не вездеходны в том смысле, как это предполагали. Им нужна танкодоступная местность. Болота, дожди и грязь на Сомме почти полностью исключали возможность применения танков. В случае отрыва от пехоты тихоходные танки легко делались добычей немецкой артиллерии.

Как же оценили немцы появление первых танков?

"Танки - это нелепая фантазия и шарлатанство, - писала одна немецкая газета того времени: - Машины-чудовища только на короткое время поражают солдат, но вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он с лёгкостью борется с глупой машиной".

Позже, уже после войны, немцы откровенно признались, что "глупая машина" в то время наводила панический страх на немецкую армию. Недаром этот период они называли периодом "танкового ужаса".

Сражение на Сомме показало всему миру, что родилось новое грозное оружие современной войны.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:50:08 Цитата

Немного картинок





http://www.retrotank.ru/index.html


Первый действующий танк

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:52:59 Цитата

Еще немного "Большого Вилли"





Основным вооружением «самца» были два 6-фунтовых орудия, основной функцией которых было уничтожение укрепленных пунктов. Основным же вооружением «самок» были пулеметы, «самки» должны были защищать «самцов» в ближнем бою от огня пехоты.

Вес «самца» составлял 30 тонн, «самки» — 28 тонн, толщина брони от 6 до 15 миллиметров. Самый первый танк в мире был оснащен двигателем Ricardo, мощностью 150 лошадиных сил, который развивал максимальную скорость по шоссе 8 км/ч.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:55:43 Поправил: Модератор Цитата



Проект Леонардо да Винчи





Жаль, что он не изобрел паровой двигатель, такой стим-панк бы мог получиться Улыбка



fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 02:58:42 Цитата



Много думали бойцы, как бы себя прикрыть, а врага наоборот...



Идея парового сухопутного броненосца буквально носилась в воздухе...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 03:02:03 Цитата



Бронемотоцикл первой мировой, остановился на прототипе.



И еще какая-то неведомая фигня, наверное из того же времени...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 03:18:24 Цитата


Американцы в 1917 додумались таки до сухопутных броненосцев и даже поставили их в серию Улыбка





Эта необычная машина была создана в 1917 году американским инженером по имени Брест. Командование положительно отнеслось к этому танку, который имел довольно малый вес 15 тонн. Процесс испытаний прошел успешно и в том же году танк был принят на вооружение армии.

http://mirtankov.su/samye-nevoobrazimye-tanki-vseh-vremen-ili-maus-nervno-kurit-v-storonke

А Советская Россия предложила бронировать трактора... В результате получился двухместный гм.. танк бронетрактор "Фордзон"



Но действительно первым русско-советским стал Русский «Рено» (также «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС» (Красное Сормово); в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“», по имени собственному первого танка серии) — первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Классификационно относился к лёгким танкамнепосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920—1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин. Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году, в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года.





Он даже уже был похож на привычную схему танка, за что французам большое спасибо Улыбка

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 03:23:14 Цитата

И закончим с первой мировой серией потерь


Подбитый британский танк Мк.1


Подбитый французский FT-17 "Рено"


Этот немецкий танк A7V застрял в траншеях и был брошен

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 03:29:32 Поправил: Модератор Цитата

Первый танковый бой

24 апреля 1918 года недалеко от городка Вильер-Бретонн на севере Франции состоялся первый в истории танковый бой. В сражении принимали участие три немецких и три британских танка.

Mk IV. Пушечная модификацияС британской стороны танки были представлены отделением из трёх танков Mk IV: двух «самок» с пулемётным вооружением и одного «самца», оснащённого двумя короткоствольными 6-фунтовыми пушками в бортовых спонсонах. Командовал отделением Mk IV капитан Дэвид Браун, находившийся в орудийном танке. Этим танком, в свою очередь, командовал лейтенант Фрэнк Митчелл.

Кроме MK IV в бою принимали участие 7 средних танков «Уиппет», более скоростных, но значительно хуже бронированных и вооружённых.


Легкий английский танк "Уиппет"

Англичанам противостояли три немецких тяжёлых танка A7V. Эти машины весили 30 тонн, имели неплохое для того времени бронирование, но были неповоротливыми и не могли похвастаться хорошей проходимостью. Вооружение A7V состояло из 57-мм пушки в переднем броневом листе и 6 пулеметов «Максим», расположенных по кругу. Обслуживал эту громадину экипаж из 18 человек.

Немцы вели наступление в направлении Амьена. Ранним утром 24 апреля капитан Браун вернулся с рекогносцировки и доложил о том, что ему удалось вскрыть направление движения немецкой пехоты. О том, что у наступающих немцев имеются танки, Брауну узнать не удалось. Английские танки двинулись по опушке леса, чтобы атаковать наступающую немецкую пехоту. Обзор у первых танков был очень плохим, так что вперёд отправился наблюдатель. Около 9 часов утра он прибежал и доложил, что обнаружил впереди немецкий танк.

Браун выскочил из своего танка и побежал к «самкам», чтобы предупредить их об опасности (пулемётные Mk IV не могли причинить вреда немецкому танку, а вот A7V, у которого была пушка, мог их просто расстрелять). В это же время лейтенант Митчелл, командовавший танком, приказал открыть огонь по врагу.

A7VНемцы обнаружили британские пулемётные Mk IV как раз тогда, когда они разворачивались, чтобы отступить. Один из английских танков получил попадание, но остался на ходу. Танк Митчелла вёл на ходу огонь из орудия правого спонсона, но долгое время не мог пристреляться и попасть. Немецкий танк отступал задним ходом, ведя орудийный и пулеметный огонь по английской машине также без осязаемого результата.

Фрэнк Митчелл, исполнявший обязанности командира орудийного Mk IV, приказал англичанам остановиться. Это дало возможность прицелиться и трижды поразить немецкий танк. Немцы потеряли убитыми трёх членов экипажа, была повреждена масляная система. Задним ходом удалось отвести повреждённый A7V на два километра в тыл, после чего двигатель заглох.

Танк Митчелла переключился на артиллерийскую поддержку своей пехоты. В это время 7 «Уиппетов» проскочили линию проволочных заграждений, остановились перед английской линией обороны и прижали немецких солдат к земле пулемётным огнём.

К несчастью для английских танкистов, они оказались совсем недалеко от двух других A7V. Немцы, словно в тире, расстреляли два из семи танков. Остальные стали поспешно отступать, но буквально через несколько секунд у третьего «Уиппета» вышел из строя двигатель, и танк остановился. Четвёртый танк сломался немногим позже. Таким образом, из семи британских средних машин вернулись из боя невредимыми только три.

Митчелл тем временем открыл огонь по второму немецкому танку. Но удача отвернулась от него в этот день. Сначала на Mk IV сбросил бомбу английский лётчик, перепутавший с воздуха свою машину с вражеской, а затем от прямого попадания миномётной мины у танка порвалась гусеница. Митчелл отдал приказ покинуть машину и отступить.

Первый танковый бой не был масштабным, однако он наглядно продемонстрировал преимущество пушечного вооружения перед пулемётным. Наличие пушки стало обязательным для большинства танков, которые выпускались в Европе и в мире.

http://worldoftanks.ru/news/1816-24_april_1918/



Для кого много букв, есть шикарный ролик Улыбка

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 21:16:00 Цитата

Итак, к концу первой мировой войны ведущие технологически-развитые страны успели создать по несколько моделей самых разных "сухопутных броненосцев". Лучшим танком на мой взгляд (и по мнению многих специалистов) стал французский Рено.



Рено FT-17 — первый серийный лёгкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны.

FT-17 стал первым танком, имевшим компоновку, получившую позже название «классической». Отделение управления размещалось в лобовой части танка, боевое отделение с башней кругового вращения, в которой находилось основное вооружение танка, располагалось за ним, в средней части танка, а моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, занимавшегося также обслуживанием пушки или пулемёта.

Вооружение
FT-17, помимо невооружённого варианта танка управления, выпускался в двух вариантах, «пушечном» и «пулемётном», различавшихся установкой соответствующего вооружения в башне. Большая часть танков, около 2100 машин, была выпущена в пулемётном варианте.

1919 году шесть танков были захвачены красноармейцами под Одессой у союзного экспедиционного корпуса. Один танк был направлен в Москву и по распоряжению Ленина на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского завода под именем «Борец за свободу товарищ Ленин», иногда обозначаемый как первый советский танк «М». Правда, в пути некоторые детали были утеряны, поэтому некоторые агрегаты, например, коробку передач, пришлось конструировать заново. Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров,

В 1919 в Польской Армии генерала Халлера во Франции образован 1 полк танков, оснащенный в 120 танков FT 17 (четвёртое место в мире относительно имеющихся броневых сил). В июне 1919 полк танков вместе с армией генерала Халлера вернулся в Польшу, со всем оборудованием; участвовал в советско-польской войне. К моменту начала Второй мировой войны польская армия имела 102 танка этого типа. Даже в конце тридцатых годов Рено FT 17 оставался пригодной к боевым действия бронемашиной. Renault FT 17 состоял на вооружении до начала Второй мировой войны в армиях Франции и Польши.

http://www.nemiga.info/istoriya/tanki_pervoy_mirovoy.htm

В Бресте их и добили, в 1939-м...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 21:40:01 Поправил: Модератор Цитата

Между первой и второй...

Джон Уолтер Кристи(1865 - 1944 гг.) никогда не был сторонником большевиков, но и нацизм он тоже не одобрял. Это был типичный американец-янки, предприимчивый, инициативный, упорный в достижении поставленной цели, хотя одновременно неуживчивый и эксцентричный. Свои идеи он жаждал воплотить в металл и стремился к этому, несмотря ни на что.


Опытный крейсерский танк У. Кристи, модель1919 г.

...По итогам испытаний были признаны неудачными все его разработки: 75-мм, 105-мм и 155-мм пушечные и гаубичные САУ, которые заказывал ему департамент. Всего за 4 года он построил 11 машин 4 типов, и все они были забракованы по причине недостаточной технической надежности.
Заказ на свой первый танк У. Кристи получил 22 ноября 1919 г, а полную спецификацию на него - 8 июня 1920-го. Уже в январе 1921 г. танк демонстрируется на его заводе, после чего его отправили на Абердинский полигон для испытаний, которые проводились там до 21 апреля 1921 г.
Главным достоинством нового танка было то, что он мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 минут, но так как две колесные пары были у танка неподрессоренными, его очень сильно трясло на колесном ходу. Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа гусеницы признали неудовлетворительной. Боевую часть - тесной и плохо вентилируемой. В то же время даже эта конструкция содержала немало интересных технических решений. Так, имевшийся в его распоряжении 6-цилиндровый двигатель собственной конструкции мощностью 120 л. с. У. Кристи расположил поперек корпуса с приводом на два фрикциона и две бортовые коробки передач. Благодаря этому при повороте можно было отключить соответствующий фрикцион, и ведущее колесо, вращаясь вхолостую, делало меньше оборотов и облегчало поворот танка...

Новый танк ...Ходовая часть танка использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки - катки большого диаметра. Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на испытаниях...


Конструкция шасси крейсерского танка У. Кристи могла бы быть и такой...

Тем не менее, танки Кристи в серию не пошли.
http://pro-tank.ru/zapad-vostok/56-kristy

...Военное руководство США не проявило большого интереса к этим конструкциям, и в 1926 году Кристи предложил оба варианта танка полякам, впрочем, тоже безуспешно. Спустя два года талантливый изобретатель разработал новый 1 тип колесно-гусеничного шасси с восемью катками, обладающими индивидуальной свечной подвеской. Хотя скорость танка ТЗ достигла 74 км/ч на колесах и 43 км/ч на гусеницах, американские военные с сомнением отнеслись и к этой машине, заказав лишь 7 усовершенствованных танков Кристи. Три ТЗ образца 1931 года поступили на вооружение 67-го пехотного полка и были названы «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон». В 1-ю кавалерийскую дивизию были отправлены четыре т. и. боевые машины Т1, вооруженные 12,7-мм пулеметом. Армия США закупила также два танка ТЗ, предназначенных для Польши, и присвоила им обозначение ТЗЕ1. Они отличались шестеренчатой гитарой вместо цепного привода ведущего колеса на колесном ходу. Еще два танка ТЗ образца 1930 года были проданы СССР, где они послужили основой для целого семейства машин БТ.

Принципиальным внешним отличием ТЗ от других танков той поры были два элемента: длинный узкий корпус с вытянутей клинообразной носовой частью и большие обрезиненные катки-колеса Первая особенность повышала противоснарядные, рикошетирующие свойства танка в его лобовые части. Вторая обеспечивала простоту и быстроту перехода с гусеничного хода на колесный. Но более важными были внутренние новшества: подвеска катков обеспечивала их очень большой вертикальный ход а мощный двигатель создавал высокую энерговооруженность танку. Все вместе взятое обеспечивало машине Кристи новое свойство динамичность. При выходе танка на оперативный простор и появлении возможности совершить марш-бросок по хорошей дороге два танкиста могли за тридцать минут снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах. В этом случае передние катки становились направляющими колесами, две пары средних приподнимались вверх, а задние превращались в ведущие колеса. Однако высокие ходовые качества ТЗ имели и отрицательные стороны: износ крупнозвенных гусеничных лент и малый объем боевого отделения танка из-за размещения пружин подвески внутри корпуса.

Безусловной заслугой Кристи явилось то, что он первым воплотил в танке идею гармоничного сочетания трех его основных качеств: подвижности, огневой мощи и защищенности. Первыми оценили изобретение талантливого конструктора не его соотечественники, а инженеры СССР, наладившие массовый выпуск колесно-гусеничных машин.

http://www.tankovedia.ru/catalog/ssha/tank_kristi_t3

Интересно было бы узнать, видел ли Кристи Т-34, и как он отнесся к тому, что его идеи были скопированы в СССР. Но он умер в 44-м, еще до победы над Германией.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 21:52:06 Поправил: Модератор Цитата

После первой мировой замыслы танкостроителей и военных разных стран резко отличались, причем достаточно кардинально. Французы занялись глубокой модернизацией доставшихся им после войны легких и тяжелых танков. Рено 26/27 например применяли в Марокко в 20-х, на резиновых гусеницах... Там то и выяснилось, что они (гусеницы) неремонтопригодны. А дожившие до второй мировой шесть тяжелых танков прорыва Char 2C погибли где-то на французских железных дорогах, не то подорванные экипажами, не то уничтоженные немецкой авиацией...

Англичане же занялись разработкой совершенно новой модели, которой и стал "Виккерс"



Упор сделали на создание улучшенных танков среднего класса, что самым естественным образом вытекало из опыта боевого применения быстроходных танков "Уиппет". Уже в 1923 г. на вооружение принимается новый средний танк Mk.I или же "Виккерс медиум", известный также как "Виккерс-12 тонн". Всего их было построено около 200, причем в течение 10 лет это был единственный средний танк британской армии, включая также улучшенные образцы Mk.II, Mk.II* и Mk.IIA выпуска 1926-1927 гг. Скорость нового среднего танка возросла более, чем вдвое и достигла 25 км/ч. Очень мощным было и вооружение, установленное в башне и в корпусе: 47-мм пушка и 5-6 пулеметов. Пулеметные установки по бортам танка допускали возможность стрельбы по самолетам, на последнем танке этого типа имелся даже специальный зенитный пулемет внутри башни. В то же время толщина брони - 8-16-мм была для него явно недостаточной, что признавали и сами англичане, считавшие, что он малопригоден дня использования в Европе. Для Индии танк выпускали в пулеметном варианте, а в пушечном даже поставили в Австралию и Советский Союз.

http://pro-tank.ru/zapad-vostok/55-angl

В условиях сокращения государственного финансирования заказов на вооружение английским конструкторам ничего не оставалось, как одновременно с созданием более совершенных танков делать их ценой подешевле, а значит - небольшого размера. Изучая опыт войны, британские военные сделали также вывод, что для сопровождения пехоты им требуется маленький танк с броней, защищающей экипаж от бронебойных пуль, осколков снарядов, вооруженный пулеметом, который в случае необходимости можно снимать и устанавливать на земле. Скорость в 24 км/ч признавалась достаточной. Такой же маленький танк, но с большей скоростью и еще более легкий предполагалось использовать для разведки при больших танках, точно так же как легкие и быстроходные миноносцы на флоте использовались для разведки при больших тяжелых кораблях...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 22:07:46 Поправил: Модератор Цитата

В междувоенный период многие страны занимались развитием своих бронетанковых сил и проводили массу смых разнообразных экспериментов.


Чехословацкий колесно-гусеничный танк KH-50

Немцы, несмотря на послевоенный запрет, разработали Легкий танк LK-II (Leichte Kampfwagen LK-II)



При этом они умудрились продать несколько штук в Венгрию и запустить его в серию в Швеции...

...Интересно, что конструированием чехословацких танков КН ("колохусенка" - "гусеница") занимался все тот же германский конструктор Йозеф Фольмер, успевший к этому времени поработать и в Швеции, где его модернизированные танки LK-II все-таки были запущены в серийное производство и составили основу шведского танкового парка 20-х гг. Вооруженные 37-мм орудием в башне, спаренным с ним пулеметом и еще одним пулеметом в корпусе, эти машины, получившие в Швеции обозначение М/21, зарекомендовали себя здесь достаточно хорошо.

Главным недостатком шведы посчитали малый запас хода и невысокую скорость - всего 18 км/ч. Вот почему в 1931 г фирма "Ландсверк" также создала колесно-гусеничный танк марки La30, оказавшийся, пожалуй, наиболее удачной машиной этого класса в Европе. Подъем и опускание колес у него осуществлялись силой двигателя всего за 20 с, причем не только на месте, но и непосредственно на ходу. Расположенные по бортам колеса ни обзору, ни стрельбе не мешали, однако их уязвимость от неприятельского огня была очевидна, поэтому-то, видимо, эти танки кроме Швеции нигде больше и не использовались. Но и здесь, на нескольких последующих образцах шведы попытались спрятать их за броневые фальшборты, что увеличило вес, не увеличив их защищенности...



Итальянский "Фиат" и прочие фирмы на Аппенинском полуострове клепали свои танки, танкетки и САУ, которые продавали в Бразилию, в Китай, использовали в Африке, и в Испании, где они показали свое полное ничтожество по сравнению с советскими...



Автомобиль Фиат 127 Танк Фиат 3000 (L5/30), модель 1930 г. Потом итальянцы еще средний танк забабахали, с пушкой в корпусе и башней сверху...

Япония, готовясь к будущей войне, досконально изучала опыт первой мировой, закупала образцы танковой промышленности в разных странах, и благодаря этому, добилась весьма хороших результатов, построив неплохие для 30-х годов танки


Японский средний танк "Чи-ха", 1938 г.

...Но танковая промышленность в Японии так и не стала одной из важнейших, по сравнению с авиацией и судостроением, поэтому танков было очень мало, к примеру в Китае действовало всего 400 машин.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 22:21:50 Поправил: Модератор Цитата

В период между двумя мировыми войнами число танкостроящих государств значительно увеличилось:
- с 1921 г. - Швеция
- с 1925-го - Чехословакия
- с 1927-го - Япония
- потом - Польша и
- спустя два года - Венгрия
- Германия начала строить танки в 1934 г.

Не забываем также про СССР, Англию, Францию, США и Италию (куда ж без нее)...

Количество вступивших в ядерный клуб танкостроительных стран достигло 11. И тут вдруг ка-а-ак даст по башке Великая Депрессия! И тут уж даже Испания начала клепать собственные танки...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 22:51:57 Поправил: Модератор Цитата

Многобашенные монстры

Эксперименты были достаточно странными в те времена...


Советский T-35...


Советский тяжелый танк прорыва Т-100, ноябрь 1939 г.
Использовался в Зимней войне (и в зимней раскраске) вместе с КВ, где КВ-1 и показал свое превосходство в маневренности, бронебойности и прочая, прочая...


А это чудовище переломилось пополам где-то под Ленинградом в дни блокады... (Хотя это все же вброс Улыбка )

Чтобы вам не показалось, что только советские конструкторы были тупыми неучами:

Немецкие


Германский опытный танк «Grosstractor» (вверху) и тяжелый танк Nb.Fz (визуально один в один тяжелый танк "Рейнметалл") (1936 г.)

Английский


Английский тяжелый танк А1Е1 "Индепендент". Боевая масса - 31,5 т. Экипаж - 8 человек. Вооружение - одна 47-мм пушка, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 28 мм, борт - 13 мм, башни - 28 мм. Двигатель - "Армстронг - Сиддли" 398 л. с. Скорость по шоссе - 32 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.

Французский


Французский тяжелый танк 2С. боевая масса - 68 т. Экипаж - 13 человек. Вооружение - одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт - 22 мм, башня - 37 мм. Два двигателя "Майбах" по 250 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.

И даже японские


Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г.


Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.

Американский


М3 (тут без пулеметной башенки сверху Улыбка )

...а тут с башенкой. Такая бродячая пирамида Улыбка


И итальянский...


Не многобашенный, но в духе времени Улыбка

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 4 Фев 2013 23:55:31 Поправил: Модератор Цитата

Танки глубокого прошлого и далекого будущего


Прикрепленный файл: RA3_MammothTank1.jpg (160 Кб)

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 5 Фев 2013 00:02:32 Поправил: Модератор Цитата

Очень многие авторы с нескрываемым восторгом рассказывают историю о «танках древности» – боевых слонах. Самое любопытное, что они совершенно правы. Первые в истории «танки» по способам своего тактического применения полностью совпадали с первыми в истории танками.

Слоны были самым опасным противопехотным оружием древности, и точно так же в 1916 году первые английские танки стали самым опасным противопехотным оружием. Все эти Mk.I или Mk.V предназначались для одной-единственной цели – уничтожения вражеской пехоты в траншеях и ничего более. Впрочем, ни на что большее они и не были способны. Создалась несколько странная ситуация – танки уже существовали, а вот до появления танковой войны еще оставалось четверть века.

Однако и в дальнейшем к пониманию концепции танковой войны пришли далеко не все ведущие военные державы. Например, во французской армии танк так и остался вспомогательным пехотным оружием. Англичане уселись между двух стульев, превратив часть танков в то же самое пехотное оружие, а часть – в странное подобие рыцарской кавалерии. Япония и Италия по причине слабости промышленности и технической отсталости вообще ни о чем подобном не могли даже мечтать. Про Соединенные Штаты, которые до Второй мировой войны не имели настоящих вооруженных сил, и говорить смешно. Но зато Германия и Советский Союз создали более или менее стройные теории использования танковых войск, хотя к 1939 году этих самых войск фактически не имели, но по разным причинам. Германии мешало отсутствие по-настоящему боеспособных танков, а советские мехкорпуса все-таки слишком напоминали английскую мечту: танки, танки и снова танки. При этом советские генералы больше говорили, чем делали. Можно, например, вспомнить знаменитые маневры Киевского округа в начале 1930-х годов, названные «большой показухой»...

http://www.buox.ru/bronetehnika-v-istorii/2-xx-vek-tankov/1-otkuda-est-i-poshla-tankovaya-voyna.html

Тем не менее на основе опыта гражданской войны и механизации в Советском Союзе была разработана теория глубоких операций.

Зарождение теории глубоких операций относится к концу 1920-х годов. Она явилась переработкой идеи массирования подвижных соединений придуманной Буденным и с успехом применявшейся Красной Армией во время Гражданской войны (Первая Конная Армия). Основной предпосылкой её появления стало масштабное перевооружение Красной армии после окончания Гражданской войны. «Теория наступления современных армий в современной войне», разработанная заместителем начальника Штаба РККА Владимиром Триандафилловым и главным инспектором танковых войск Калиновским демонстрировала огромный потенциал автобронетанковых войск в ведении наступательных операций. Суть данной теории сводилась к достижению в ходе боя двух главных задач:

Взлом фронта противника одновременным ударом на всю его тактическую глубину;
Немедленный ввод в прорыв механизированных войск, которые должны наступать на всю глубину оперативной обороны противника до поражения всей его группировки.

Таким образом, эта теория отражала видоизменение боевых и военных действий, произошедшее благодаря появлению механизированных войск: на смену теории последовательных операций, где боевые действия ведутся главным образом на линии соприкосновения с последовательным вытеснением противника с занимаемых рубежей, пришла высокоманевренная война.

В 1931 году Триандафиллов представил Штабу РККА доклад «Основные вопросы тактики и оперативного искусства в связи с реконструкцией армии», в котором в виде тезисов были изложены основные взгляды на характер глубокого боя и операции. 20 апреля и 20 мая 1932 года в Реввоенсовете был заслушан доклад «Тактика и оперативное искусство РККА на новом этапе». На основе данного доклада были разработаны Временные указания по организации глубокого боя, которые в феврале 1933 года после утверждения Наркомом по военным и морским делам были направлены в войска.

...Её появление стало возможным благодаря радикальным изменениям в структуре вооружённых сил СССР и их оснащению новыми видами вооружения. Сущность теории заключается в нанесении удара по всей глубине обороны противника, взлом её в нескольких местах и введении в прорыв высокомобильных механизированных частей для развития тактического прорыва в оперативный успех[1]. Данная теория применялась Красной армией на Халхин-Голе, в Великой Отечественной и Советско-японской войнах, получив своё продолжение в послевоенные годы.

(с) из википедии

...Начало войны показало, что даже лучшие немецкие генералы не слишком уверенно представляли себе, что такое танковые войска и как их следует правильно использовать. Во всяком случае, в польской кампании немецкие танки являлись скорее статистами, чем главными действующими лицами. Во время боев во Франции немцы показали, что постепенно нащупывают правильный путь, а летом 1941 года они продемонстрировали танковую войну в полном блеске, правда, при явном пристрастии к блицкригу, иногда в ущерб общему успеху операции. Одновременно продолжалось совершенствование структуры танковых соединений, совершенствование техники. Летом 1942 года Панцерваффе могли стать подлинным Вундерваффе, если бы не одно маленькое «но». В ходе зимней кампании 1941 года силы вермахта были подорваны окончательно и безнадежно. А к 1944 году, когда производство самоходных противотанковых орудий в Германии превысило производство самих танков, стало понятно: Панцерваффе окончательно перестали быть главной ударной силой вермахта.

Но эстафету подхватили советские танковые войска. Прошло два с лишним года кровавых боев, прежде чем советские командиры научились правильно использовать находящиеся в их распоряжении танки. И к весне 1945 года Советский Союз остался единственным обладателем этого волшебного меча-кладенца модели «танковые войска». Знаете, я позволю себе высказать крамольную мысль. Если бы Красной Армией командовали несколько иные генералы, не Жуков, Тимошенко, Ротмистров и им подобные, а настоящие полководцы, бросок «вперед до Ла-Манша и Гибралтара» был бы вполне реален. Западные союзники просто не представляли себе, какая махина им противостоит. Они воевали только с надломленными и уставшими Панцерваффе, а с танковыми войсками периода расцвета не сталкивались. Недаром ведь Соединенные Штаты так и не создали их у себя, отдельные танковые дивизии, конечно же, не в счет. Кстати, причины этого совершенно очевидны. Соединенные Штаты не готовились и не собирались участвовать в больших войнах, и размах операций на европейском театре не снился американским генералам даже в кошмарных снах. Поэтому они просто не успели. Ошибки англичан выглядят гораздо более странными...

Но похоже, век танковых войн был достаточно короток, закончившись на арабо-израильских конфликтах 20-го века. Уже вторжение в Ирак показало преимущество авиации над танками. Роль и значение танковых соединений поменялось и никто уже не будет гнать в атаку сотни боевых машин. По крайней мере на Земле в ближайшие десятилетия. А пока вернемся в начало 20-го века...

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 5 Фев 2013 00:19:33 Поправил: Модератор Цитата

Массовое применение танков в первой мировой войне

Камбре
Во время 1-й мировой войны (1914—1918), в августе 1914, Камбре был захвачен немецкими войсками. 20—21 ноября 1917 в городе произошло сражение между английскими и германскими войсками. Третья английская армия, силами шести пехотных и трех кавалерийских дивизий, предприняла (20—29 ноября) наступательную операцию против войск Германии, впервые осуществив массированное применение танков, наступление поддержали 378 танков.


Внезапность действий и большое превосходство в силах и средствах привели к быстрому прорыву немецкой обороны. Однако английское командование не сумело использовать успех: пехота и конница отстали, а вырвавшиеся вперёд танки понесли большие потери. В результате, с 22 ноября бои приняли позиционный характер, а 30 ноября - 6 декабря вторая германская армия генерала Марвица (11 дивизий) нанесла внезапный и сильный контрудар и вернула большую часть потерянной территории, захватив много пленных (около 9 тысяч человек).
Сражение при Камбре является первым примером массированного применения танков, которое оказало большое влияние на развитие военного искусства. С ним связано зарождение основ взаимодействия пехоты и танков, противотанковой обороны и метода артиллерийской стрельбы при полной подготовке исходных данных.

Марнское сражение

Марнское сражение 1918 года, сражение между войсками Антанты и Германии на р. Марна 15 июля — 4 августа в ходе Первой мировой войны 1914—1918 годов. В результате наступления герм, войск на р. дна 27 мая — 5 июня 1918 образовался т. н. марнский выступ шириной по фронту 80 км и глубиной 60 км. Несмотря на большие потери, герм. верх, командование (фельдм. П. Гинденбург и ген. Э. Людендорф) решило подготовить и в 1-й пол. июля 1918 провести наступательную операцию, рассчитывая т. о. восстановить моральный дух армии и если не выиграть войну, то хотя бы склонить Антанту к почётному для Германии миру...
...Попытки герм, войск развить наступление 16 и 17 июля оказались безуспешными. В ходе оборонит, сражения союзное командование продолжало подготовку к контрнаступлению. 18 июля в 4 ч 35 мин 10-я и 6-я франц. армии на фронте Фонтенуа, Белло под прикрытием огневого вала и при поддержке 213 танков внезапно, без предварит, арт. подготовки, перешли в контрнаступление, нанося гл. удар в направлении на Фер-ан-Тарденуа. Используя внезапность и своё значит, превосходство в силах (у союзников на направлении гл. удара на участке 50 км было сосредоточено 25 пех. и 3 кав. дивизии, 2103 op., ок. 1100 самолётов, 500 танков против 18 пех. дивизий, 918 ор. и ок. 800 самолётов герм, войск), 6-я и 10-я армии 18 июля овладели рубежом Белло, Нёйи-Сен-Фрон, Шоден, Суассон. 19 и 20 июля контрнаступление, в к-рое включались 5-я и 6-я армии, развивалось по всему фронту от Реймса до Суассона. 21 июля, находясь под угрозой окружения и неся большие потери, герм, войска начали отход за р. Марна. Фронт стабилизировался лишь к 4 авг. на pp. Вель и Эна. В ходе контрнаступления союзники продвинулись на 40 км и сократили протяжённость линии фронта обороны на 45 км. Париж был избавлен от угрозы захвата герм, войсками.
http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1918marna.php

15 июля, когда развивалось последнее немецкое наступление напротив Марны, некоторое время казалось, что Манжену не удастся взять реванш; Петен отменил подготовку к атаке, но его приказ был немедленно отменен Фошем. Таким образом, два дня спустя, когда немцы уже остановились, все было готово, ожидали только сигнала. Немецкие войска и их командование не имели представления о нависшей опасности.
В 4 часа 35 минут утра французский артобстрел сокрушил западный фланг немецкой обороны; он сменился заградительным огнем, под прикрытием которого армия Дегута сразу пошла вперед. Три четверти часа спустя 18 дивизий первого эшелона армии Манжена и 321 танк «рено» вместе с 1-й и 2-й дивизиями американской армии и замечательной Марокканской дивизией рванулись вперед в стремительном порыве, который позволил им проникнуть на 4 мили в глубину вражеских позиций. К вечеру сопротивление возросло, но положение немцев было критическим. Манжен захватил 15 тысяч пленных и 400 орудий.

http://www.firstwar.info/battles/index.shtml?18

...С окончанием войны военные теоретики приступили к переосмыслению роли танков. Группа специалистов, возглавляемых Б. Лидден-Хартом и Дж. Ф. Фуллером, пришла к выводу, что основным достоинством танка и его ключевой характеристикой является не броневая защита и мощное вооружение, а высокая подвижность на поле боя. В конце 1920-х годов в британской армии были проведены эксперименталь ные учения, в ходе которых механизированные части при поддержке легких танков подтвердили жизненность теории, получившей впоследствии известность как «блицкриг».

Однако английские специалисты опередили время, и по настоянию генерального штаба предпочтение было отдано разработке легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В результате в период между двумя мировыми войнами бри танское танкостроение развивалось по многим направлениям, вместо того чтобы сконцентрировать усилия на одном, приоритетном. В начале 1920-х годов специалисты фирмы «Виккерс» разработали перспективный средний танк. В его конструкции, через много лет ставшей обыденной, были применены пружинная подвеска, позволившая заметно повысить мобильность, и вращающаяся башня с установленным в ней артиллерийским орудием калибра 47 мм. Экипаж состоял из трех человек.

Уменьшенная модификация этого танка - 6-тонный «Виккерс» широко поставлялся на экспорт. Кроме того, его лицензионное производство было организовано во многих странах мира, и эта модель стала одной из самых распространенных в мире перед началом Второй мировой войны. В то время конструкторы активно экспериментировали с многобашенными конструкциями: в компоновку танка включали как орудийные башни, так и пулеметные башни и башенки.


Французские танки «Гочкис» на параде в Париже.
Концепция французских танков серии В1 была разработана в 1920-х годах. Для своего времени это были очень совершенные машины, вооруженные двумя орудиями (во вращающейся башне и в лобовой части корпуса), однако из- за отсутствия грамотной тактики их применение оказалось неэффективным.

Это направление оказалось тупиковым. Пехотные части нуждались пусть в менее вооруженных, но более маневренных танках, способных быстро оказаться в нужном месте и оказать необходимую поддержку. Так конструкторы постепенно пришли к необходимости создания легких, разведывательных и других специальных танков. Легкие танки и бронеавтомобили широко применялись на всей территории Британской империи, а также в Ираке, Персии, Палестине, Индии и Египте вплоть до 1939 года, когда над самой метрополией сгустились тучи надвигающейся войны. Британский опыт оказал влияние на армии других стран. После масштабного сокращения численности вооруженных сил США, последовавшего в 1918 году, в американских бронетанковых войсках оставалось на вооружении около 800 танков, а численность танкистов составляла всего 154 офицера и 2508 рядовых и сержантов. Однако военное командование США считало, что роль танков сводится к поддержке действий пе хоты, и пошло на дальнейшие сокращения.

Все тяжелые танки были сняты с вооружения, в войсках остались лишь бронированные машины легкого (до 5 т) и среднего (до 15 т) класса, причем они должны были быть пригодны к перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом. Окончательно позиция военного ведомства стала ясна в 1922 году, когда оно официально заявило, что единственным предназначением танков является оказание непрерывной поддержки наступающим пехотным частям. К концу войны Франция обладала большим количеством танков, чем любое другое государство. Однако в 1920 году танковые войска были выведены из подчинения артиллерийского управления и переданы пехоте, а многие конструкторские работы в области танкостроения свернуты. Дальновидный полковник Эстьен предложил создать механизированные части и соединения, а генерал Доменик считал целесообразным сформировать танковые дивизии. Однако маршал Филипп Петэн полагал, что задача у танков одна - помогать пехоте. В результате многие страны вскоре обогнали Францию в вопросах боевого применения бронетанковой техники.

Пехота действительно нуждалась в танках для развития успеха, однако в то время танковые подразделения и части являлись средством командиров корпусов и дивизий и придавались в зависимости от обстановки. Командование кавалерии оценило перспективы бронетехники на поле боя и не возражало против создания нового рода войск. В 1917 году каждой французской кавалерийской дивизии придавались 18 бронеавтомобилей, а в 1923-м их число достигло 36. В 1930 году в одной из кавалерийских дивизий три драгунские бригады были расформированы, вместо них был создан полк бронеавтомобилей. В 1932 году во Франции был сформирован первый танковый полк, на вооружении которого имелось 80 танков. Единственной страной, где быстро ухватились за идею массированного использования танков и другой бронетехники, стала Германия. Изучив опыт других стран, немецкие специалисты, возглавляемые Хайнцем Гудери- аном, не стали создавать смешанные пехотно-кавалерийско- танковые части. Они считали, что не танки должны замедлять темп наступления, приспосабливаясь к скорости передвижения пехотинцев, а пехоту необходимо посадить на броню в качестве десанта и максимально использовать подвижность бронированных машин. Именно благодаря такому решению вермахту удалось реализовать идею «блицкрига» в 1939-1940 годах...

http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/1003194/Shant_Kris_-_TANKI_illyustrirovannaya_enciklopediya._Chast_1.html

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 5 Фев 2013 01:02:53 Поправил: Модератор Цитата

Использование механизированных и бронетанковых войск между двумя мировыми войнами.

Британцы использовали танки во время интервенции в большевистскую Россию в районе Риги в 1919 году, а британские и французские танки были применены на юге (в составе белой армии Деникина, позднее – Врангеля. – Ред.) России. Эти машины позднее были захвачены и использовались Красной армией после того, как армии Антанты ушли. Польша, возрожденная после Первой мировой войны, получила от Франции танки «Рено» и использовала их во время войны с Советской Россией в 1919–1920 годах. Применение Польшей в сражениях танков не сильно повлияло на ход войны, но примененные в боевых действиях польские бронемашины в ряде случаев проявили себя блестяще.
Когда поляки и немцы вели споры по поводу пограничной линии в Силезии в 1921 году, британцы с танками участвовали в боях на стороне немцев, а французские танки «Рено» были задействованы в греко-турецкой войне в том же году. Но первое послевоенное использование танков в больших масштабах произошло в Марокко в 1925 году...

http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/1003596/17/Ayks_Robert_-_Velikie_tankovye_srazheniya._Strategiya_i_taktika._1939-1945.html


Танки в обороне, вагенбург (стиль построения такой Улыбка )
Рифская война (Франко-Испанско-Марроканская война 1921—1926 гг.). Первое применение танков в Африке.
19 сентября 1921 года двенадцать берберских племён объединились в Рифскую республику, государство с централизованной администрацией, которую возглавил Абд аль-Крим в должности президента. Успехи рифов в войне с Испанией были стимулом к восстанию для многих марокканских племён, в том числе проживавших на территории французской «зоны»... ...рифы стали нападать и на французские укрепления, вторгаясь на территорию Французского Марокко и убивая французских солдат. Во время особенно крупного вторжения во Французское Марокко французы остановили рифов на пути к Фесу у города Уарга. После победы в битве при Уарге Франция имела все основания для официального вступления в войну против рифов на стороне Испании.
Французская армия развернула массированное наступление на территории рифов с юга, и именно французы первыми применили против рифов химическое оружие — горчичный газ. 9 сентября 1925 года французские и испанские войска (последние состояли в основном из солдат Испанского легиона) высадились в Альхусемасе...



Испанцы закупили французских Рено и Шнайдеров.

18 марта 1922 года, после двух месяцев тренировок на местности в вождении, даже не пристреляв оружие, рота Рено пошла в бой. Не имея опыта совместных действий с пехотой, действий в дождь, даже толком не освоив собственные огневые средства, рота приняла участие в маштабной операции против кабильского племени Бени Саид. Операция была задумана как совместное наступление с легионерами-пехотинцами. Целью было выбить племенные ополчения-харки (harka) из городов Tugunz и Ambar,именно по последнему эта операция и вошла в историю.


Хорошо видны люки рубки радиотанка.
Несмотря на промокшее под внезапным дождем зажигание и протекающие крыши, в 6-00 рота, сопровождаемая пехотой, пошла в атаку... На скорости 4 мили в час танки скоро оторвались от залегшей под плотным и метким ружейно-пулеметным огнем кабилов легионеров и подошли к позициям противника в одиночестве.

Сыны Саида, а именно так переводится название племени, никогда до этого не встречавшие механических чудовищ, тем не менее не растерялись и дрались как львы....По танкам стреляло все, что могло стрелять, а убедившись, что пули не причиняют им вреда, воины не побежали, а запрыгивали на танки и пытались выстрелами или кинжалами через щели достать экипаж....


Опрокинули....
У танкистов в то же время клинили пулеметы, глохли промокшие двигатели, своей пехоты рядом не было. В результате, потеряв две машины, испанские танки вышли из боя. Пехотинцы в свою очередь недосчитались 86 товарищей...

Позднее оставленые машины были отбиты и отремонтированы, несмотря на то, что кабилы пытались их сжечь. В общем дебют оказался отнюдь не блестящий....

http://borianm.livejournal.com/93753.html

...звездным часом роты, приданой частям тогда еще не генерала Франко, из оставшихся к тому моменту в строю 10 танков Рено стала первая в мире боевая амфибийная операция с участием танков - совместная испано-французская десантная высадка в бухте Alhucemas, наносившая удар в тыл рифам и снимавшая осаду с героически оборонявшегося форта Kuddia Tahar, осажденного двумя тысячами бойцов при девяти орудиях и многочисленных пулеметах.

Из двух сотен бойцов героически державшегося гарнизона в живых осталось 24 человека....

И вот, после четырехчасовой бомбардировки с моря к берегу пошли десантные суда с 8 тысячами бойцов, тремя батареями горных орудий и 10 танками.... Под плотным артиллерийским и пулеметным огнем легионарам и туземным частям удалось зацепиться за берег, выгрузить танки и перейти в наступление. При минимальных потерях (144 человека) была достигнута значительная победа...

После окончания боевых действий и замирения мятежных племен танки вернулись на родину, причем не было потеряно не одного Шнайдера, а вот Рено в результате недосчитались двух машин, обстоятельства утраты которых неизвестны.... Кто-то из танкистов на Рено получил даже высшую награду Cruz Distinguida (Крест за Выдающиеся Заслуги).

Танки вернулись в Испанию и попали в ангары, попав потом на другую войну, Гражданскую, но это уже совсем другая история....

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 5 Фев 2013 01:03:05 Цитата


Вторая итало-эфиопская война 1935-36 гг. Помимо десяти дивизий пехоты в Эфиопию прибыли 120 танкеток и авиация. Все это было использовано, включая бомбардировки мирных объектов и применение отравляющих веществ.


Итальянцы в Африке.

fantakt
Участник



Репутация: 1257(???)

# Дата: 5 Фев 2013 01:39:23 Цитата

ту би о нот ту би континюед...

.   . 2 . 3 . 4 . 5 . >>   Версия для печати . Вверх

ОСТАВЛЯТЬ СООБЩЕНИЯ МОГУТ ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ!

Администрация форума: editors@civru.com
Rambler's Top100
XML [?]